Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Панферов Федор Иванович
(1896—1960)

Панферов Федор Иванович (1896—1960)

Русский писатель. Родился в с. Павловка Саратовской губернии в семье крестьянина-бедняка, с 10 лет работал в родном селе подпаском, затем в городах Поволжья, куда гнал его голод, «мальчиком» в купеческой лавке, подсобным рабочим. Недолго проучившись в Вольской учительской семинарии, после Октябрьской революции занимался советской и хозяйственной деятельностью, редактировал уездную газету, работал в уездном комитете РКП(б), в им же созданной сельхозкоммуне (1920). В 1923—1925 учился в Саратовском университете. В 1924—1931 редактировал «Крестьянский журнал» (Москва), регулярно выступая со злободневной публицистикой.

Уже с 1920-х «пролетарский писатель», «развернувший с пролетарских позиций острую критику частнособственнических деревенских отношений», Панферов состоял в руководстве РАПП, с 1931 до конца жизни (с небольшими перерывами) — главный редактор «рапповского» журнала «Октябрь».

Первый его рассказ «Перед расстрелом» (1918) опубликован в саратовском журнале «Горнило». Писал пьесы для крестьянских театров о социалистических преобразованиях на селе — «Дети земли» (1920), «Пахом» (1923), «Мужики» (1924), «Бунт земли», «Развал» (обе 1926); очерковые книги «Береговая быль», «От деревенских полей» (обе 1926), «На реке Цне», «В предутреннюю рань» (обе 1927).

Наиболее значительное произведение Панферова — роман «Бруски» (кн. 1—4, 1928—1937), разросшийся в эпопейное полотно из небольшого очерка «Огневцы», многократно переиздававшийся и получивший мощную поддержку всех сторонников скорейшей коллективизации села, преодоления инстинкта собственничества, «власти земли», «идиотизма деревенской жизни» и прочих составляющих векового бытия традиционного русского крестьянства. «Боевым донесением из деревни, содрогающейся от внутренней борьбы», назвал роман Панферова Луначарский; «энциклопедия» деревенской жизни — вторили критики. В этих оценках отмечалось, с одной стороны, знание автором жизни села, ощущение изменчивости его эмоционально-мировоззренческой «ауры» (сцены отчаянного разгула мужичьей стихии и забоя скота в канун коллективизации; психологически убедительный образ «середняка» Никиты Гурьянова, мечтавшего о земле, где нет коллективизации, и этим предвосхитивший существенный мотив поэмы Твардовского «Страна Муравия»), а с другой — тенденциозная заданность «полярной» расстановки образов (привлекательные бескорыстием, альтруизмом и убежденностью вожаки колхозного движения, «новые» люди большевик Степан Огнев, кустодиевский богатырь, быстро перековавшиеся крепкий хозяин Кирилл Ждаркин и бывший «подкулачник» бедняк Шленка — и их антагонисты, сатирически обрисованные скупцы-индивидуалисты, представители мира наживы, кулаки Егор Чухляев, Илья Плакущев, Маркел Быков).

Неоднозначными явились для литературной общественности «сырой», долитературный, колоритно-«необлизанный» и вычурно-корявый, манерно-натужный язык романа (с новообразованиями типа «базынить» и нутряными пейзажами наподобие: «Земля томилась, как баба, вышедшая из горячей курной избы»), натуралистическая грубость многих сцен, перенасыщенность персонажами и калейдоскопичность повествования, акцент на «докультурном», «животном» начале в естественном человеке из народа.

Пророческим оказалось опасение Горького, активного участника острой полемики начала 1930-х вокруг «Брусков», выросшей в одну из самых значительных в истории советской литературы «дискуссию о языке», относительно «неспособности» или «нежелания» учиться их самобытного автора. Роль литературного вождя, члена правления Союза писателей СССР с 1934, депутата Верховного Совета СССР с 1946 и руководителя одного из крупнейших советских литературно-публицистических журналов хотя и не исказила, судя по ряду воспоминаний, доброй и по-своему порядочной натуры Панферова, оказавшего поддержку многим литераторам и не запятнавшего себя доносительством даже в самые провокационные годы, но и не способствовала совершенствованию его художественного мастерства.

Поверхностная описательность, лозунговая риторика, ходульность образов, сюжетный мелодраматизм и фабульная неправдоподобность, частично проявившиеся уже в Брусках, а также стилистические бесцветность, «клишированность» и неряшливость стали характерными признаками большинства последующих произведений Панферова, неизменно конъюнктурно-злободневных и отвечавших каждому зигзагу «генеральной линии».

Автор трилогии о Великой Отечественной войне и послевоенном строительстве «Борьба за мир», 1945—1947; «В стране поверженных», 1948; Сталинские премии, 1948, 1949; «Большое искусство», 1954); трилогии «Волга-матушка река», обращенной к проблемам сельского хозяйства («Удар», 1953; «Раздумье», 1958; «Во имя молодого», 1960).

В творческом наследии писателя очерки из жизни тыла и фронта, военные повести «Своими глазами» (1941) и «Рука отяжелела» (1942), пьесы «30-й год» (1935), «Жизнь» (1939), посвященные любимым героям Панферова — крестьянам-волжанам, и «Когда мы красивы» (1952), вызвавшая отрицательные оценки критики за эстетическое безвкусие, автобиографическая повесть «Родное прошлое» (1956), «Сказания о Поволжье» (1957), публицистические и литературно-критические статьи.

Умер Панферов в Москве 10 сентября 1960.


СССР, 1966, Федор Панферов

СССР, 1986, Федор Панферов

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня